Ингредиенты для красоты

В 2006 году в мире было выпущено около 182 тыс. новых наименований товаров, из которых около 105 тыс. наименований – продукты питания. Среди них особое внимание занимали функциональные продукты, в частности так называемые продукты «Красота изнутри». Всего в период с 2004 по 2006 год на рынке появилось более 500 пищевых продуктов, позиционируемых как продукты для красоты.

Ингредиенты для красоты

Современные тренды

Британская исследовательская компания Datamonitor, основываясь на анализе рынка пищевых продуктов, определила основные тенденции развития этого рынка в 2008 году, которые можно свести к 10 основным позициям:

  • Рост спроса на пикантные продукты (поострее, погорячее);
  • Увеличение доли применения африканских ингредиентов, ароматизаторов и добавок;
  • Стремление к использованию свежих (без консервантов) продуктов;
  • Повышение популярности фруктов и ягод (особенно экзотических);
  • Развитие рынка органических пищевых продуктов и напитков, особенно для детей;
  • Увеличение объемов выпуска продукции, способствующей качественному сну и отдыху;
  • Расширение диапазона выбора хрустящих продуктов;Увеличение доли продуктов с пробиотиками;
  • «кофеинизация» продуктов;
  • Применение инновационных технологий экологической упаковки, позволяющей по-максимуму сохранять полезные свойства продуктов.

Другими словами, потребитель ориентирован на свежие, натуральные и здоровые продукты, а также продукты для красоты, которые позволяют улучшить цвет кожи, скорректировать морщины, придать фигуре подтянутость и стройность.

По прогнозу The Freedonia Group, в ближайшем будущем наибольшим спросом будут пользоваться такие натуральные ингредиенты, как соевые изофлавоны; функциональные пищевые добавки – лютеин, ликопен, омега-3-жирные кислоты, пробитики, стерол-эфиры; эссенциальные минералы – соли кальция и магния; экстракты трав, чеснока и зеленого чая; нетравяные экстракты – хондроитин, глюкозамин и коэнзим Q10.

Омега 3 жирные кислотыОмега 3 жирные кислотыНа первом месте по росту продаж – омега-3-жирные кислоты, пробиотики и суперфрукты. Объем рынка продуктов с омега-3-добавками только в США скоро достигнет 7 млрд долл. Это в три раза больше по сравнению с 2006 годом, в 70 раз – с 2002 годом (100 млн долл.). по данным Production OnLine, в 2006 году в общемировом масштабе был запущен 1241 продукт, обогащенный омега-3-жирными кислотами.

Несомненно, категория продуктов «красота изнутри» относится к сегменту обогащенных продуктов, производство которых является очень прибыльным делом для пищевой промышленности.

Так, например, жители туманного Альбиона совсем не скупятся на приобретение обогащенных продуктов, и, по прогнозам аналитиков, расходы британцев на их приобретение приближаются к 1 млн фунтов стерлингов, а к 2010 году эта цифра может даже удвоиться.

Автор бестселлера «Революция обогащенных продуктов» Джулиана Меллентина считает, что обогащенные продукты – будущее пищевой промышленности. В какой-то мере это ответ скептикам и сомневающимся, не желающим принимать новые виды продуктов только из-за того, что в их состав входят вещества либо совсем неизвестные, либо малоизвестные, либо «обросшие» некорректной информацией. По данным Datamonitor, примерно 70% потребителей относятся с определенной долей скептицизма к подобного рода продукции. Их пугают такие названия, как ликопин, омега-3-жирные кислоты, убихинон, зеаксантин и др., которые присутствуют в описании продукта на этикетке. Но время неумолимо движется вперед, и рынок постепенно заполняется новыми продуктами, позволяющими не только следить за своим здоровьем, но и за своей внешностью.

Красота и в тарелке, и в тюбике

Производители пищевых ингредиентов должны ликовать, так как их продукция становится все больше и больше востребованной не только производителями пищевой промышленности, но и косметической. Сегодня очень перспективным направлением является нутрикосметика, которая находится на границе пищевой и косметической индустрии. Так, например, в США эти направления регулируются одним органом – Управлением пищевых и лекарственных товаров (Food and Drug administration). Рынок нутрикосметики характеризуется высокой динамичностью, его объем, по оценкам Kline and Co, оценивается в 1 млрд долл. США. Продукция этого сектора тоже призвана заботиться о нашей внешности «изнутри». Нутрикосметика появилась на рынке в 80-м году ХХ столетия. Пионером и признанным лидером в этой области считается французская компания Arkopharma, производящая широкий спектр пищевых добавок, производство которых ежегодно увеличивается в среднем на 11%.

Основной продукцией сектора нутрикосметики являются пищевые добавки, или БАД. Фирмы, как зарубежные, так и отечественные, производящие биологически активные добавки, вначале позиционировали их как нелекарственные средства, используемые для укрепления здоровья. Рынок БАД развит достаточно хорошо. Так, в 2004 году десятка компаний – лидеров производителей БАД контролировала 43% рынка, а в 2006 году – уже половину рынка. По данным компании «Фармэкспорт», в России на сегодняшний день около 900 компаний занимаются продажей БАД.

Ингредиенты для красотыРынок биодобавок в мире активно развивается уже несколько десятилетий. Биологически активные добавки, позиционируемые в качестве средств, повышающих внешнюю привлекательность, уже находят свое место на рынке. По данным Euromonitor, в 2006 году этот рынок в Японии оценивается почти в 750 млн долл., а в Китае – приблизительно в 500 млн долл. В Германии такие добавки также составляют большую долю рынка с объемом в 120 млн долл., в США – 85 млн долл., а во Франции – 80 млн долл. В США БАД принимают примерно 80% населения, в Западной Европе – около 65%, в Японии – свыше 90%.

В последние годы наметилась тенденция выпуска БАД не только и не столько для здоровья, а для красоты: это средства для похудания, средства по уходу за кожей, волосами, ногтями, солнцезащитные средства. Производители нутрикосметики широко используют пищевые ингредиенты, которые они позиционируют как вещества, способные положительно влиять на внешность человека. Среди таких компонентов можно выделить антиоксиданты, витамины Е и С, каротиноиды, коллаген, карнитин, флавоноиды, убихинон (коэнзим Q10).

Сейчас на рынке появилась новая «фишка» - съедобная косметика, которая начинает завоевывать позиции на мировом рынке. Сначала производством подобной продукции занялись небольшие компании, например американская Tahitian Noni International, английские Natural Organic Cosmetics и Advanced Formulations. Их продукцию вывели такие фирмы, как Body shop, Estee Lauder, L`Oreal. Они тоже начали добавлять пищевые ингредиенты в формулы своих косметических средств.

Число брендов из сектора нутрикосметики постепенно растет, на рынке появляются все новые и новые продукты местного назначения. Так, например, известная косметическая серия японской компании Kanebo – Kanebo vita rosson начала выходить в наборе с маленькими конфетками с малиновым вкусом, способствующими похуданию.

Компания Avon предлагает потребителю таблетки для улучшения кожи. Это добавка, созданная для восполнения уменьшающейся с возрастом влаги в коже, содержит гиалуроновую кислоту и восстанавливающий комплекс на основе экстракта листьев зеленого чая и глютатиона.

Упрочнение позиций продукции нутрицевтиков подготовило почву для развития нового направления – производства продуктов для красоты. Каждый из 500 таких продуктов, выпущенных с 2004 по 2006 год, нашел своего потребителя, причем половина такой продукции была произведена в Азиатско-тихоокеанском регионе, 149 – в Европе и 123 – в США. Лидерами в производстве и потреблении таких продуктов считается Япония.

Ешьте красоту ложками

На рынок пищевых продуктов без особого шума, но с чувством собственного достоинства были выведены принципиально новые продукты не только для здоровья, но и красоты. Большинство из них направлено на улучшение состояния кожи. К таким продуктам можно отнести новую линию бутилированной воды от американской пивоваренной компании Anheuser-Busch (третья по величине в мире, доля рынка составляет 48%), представленную следующими вариациями: очищающая, против старения, уплотняющая и наполняющая. Вода марки borba содержит антиоксиданты, витамины и различные травы. Исполнительный директор компании Скотт Винсент считает, что пополнение портфолио «за счет воды Borba Skin Balance Waters и порошка Aqua-Less Crystallines позволит проникнуть на развивающийся рынок продуктов «красота изнутри».

Американский ученый Филлип Коэн разработал шоколад для очистки кожи. Японская фирма Eiwa Confectionery выпустила воздушные конфеты, напоминающие зефир, с содержанием коллагена, который, как известно, благотворно влияет на кожу, волосы и ногти. Каждая такая конфета содержит 300 мг коллагена, и эффект от их употребления, по утверждению специалистов этой фирмы, сравним с эффектом коллагеновых инъекций.

Пластинки, которые выпускает фирма NI Corp, улучают состояние кожи за счет содержащегося в них коллагена, керамидов и гиалуроновой кислоты.

Французская фирма Noreva представляет на рынке мармелад, который содержит производное ботокса, вызывающее локальное расслабление мускулатуры и разглаживающее морщины.

Разработан целый ряд продуктов, позиционируемых на рынке в серии «Красота изнутри» как антивозрастные. Например, итальянская фирма Parmalat производит молоко и йогурт, которые содержат витамин У и коэнзим Q10. они позиционируются как активные антиоксиданты, запускающие в организме процессы замедления старения.

Немецкие пивовары создали напиток, который препятствует старению организма благодаря содержанию витаминов и минералов. Представители фирмы Neuzeller Kloster – производителя нового напитка – утверждают, что он «ближе к пиву, чем к любому другому напитку». В Голландии создан антивозрастной напиток Yagua Beauty Juice. Он содержит коллаген и алоэ. Компаниями coca-Cola и L`Oreal совместно разработан напиток Lumae, который замедляет процессы старения в организме.

Словенская компания Ljubljanske Mlekarne выпускает молоко под маркой Alpsko mleko, обогащенное кальцием, омега-3 жирными кислотами и коэнзимом Q10. продукт действует как антиоксидант, помогает предупредить процессы старения, уменьшает последствия стрессов.

В России тоже появились продукты отечественных производителей, позиционируемые как продукты для красоты. К ним можно отнести соки «Тонус»: «Сохрани молодость» и «Будь в форме», обогащенные витаминами и антиоксидантами.

Фирма Danon представила на российский рынок йогурт Essensis, богатый антиоксидантами, которые получены из зеленого чая и семян огуречника.

Специально для женщин – для улучшения функционального состояния организма и внешнего вида разработан российскими производителями кисломолочный продукт «Лактиналь», содержащий сразу четыре вида бактерий Lactobacillus. Разработчики этого продукта считают, что именно аминокислоты и ферменты, продуцируемые этими культурами, способствуют выработке внутри организма жизненно важных гормонов, нехватка которых приводит, прежде всего, к преждевременному биологическому старению и увяданию женского организма.

Существует целое направление в создании продуктов для красоты, которое обеспечивает вывод на рынок продукции, обеспечивающей сжигание жиров, корректирующей фигуру. Так, например, в Японии продается напиток, выпускаемый фирмой Coca-Cola, который сжигает калории и увеличивает грудь.

Прочные позиции на рынке новых продуктов для красоты и здоровья занимает сейчас отечественная компания Velle, производитель био-овсяноого йогурта под одноименной маркой. Компания Velle пытается продвинуть свою продукцию на международный рынок. В настоящее время фирма выпускает шесть наименований продукции. Продукт Velle аналогичен традиционному йогурту и содержит уникальный активный природный комплекс Vitaven – особое растворимое пищевое волокно, которое помогает следить за своим весом, обладает антиоксидантными свойствами.

Производим, поставляем, потребляем, хорошеем

Наиболее востребованными пищевыми ингредиентами, делающими обычный пищевой продукт не только полезным для здоровья, но и оказывающим положительное воздействие на внешность человека, являются следующие:

  • Коллаген;
  • Антиоксиданты;
  • Витамины;
  • Аминокислоты;
  • Полиненасыщенные жирные кислоты омега-3 и омега-6;
  • Каротиноиды;
  • Кофермент Q10;
  • Глицерофосфаты.

Один из лидеров производства коллагена – польская фирма Inventia – представляет на рынке биологически активный коллаген, характеризующийся высокими потребительскими параметрами и полностью соответствующий требованиям ЕС.

Компания BioCell Technology вывела на рынок новый вид коллагена, позиционируемый как «безвкусная» добавка, что позволяет применять его для производства напитков, жевательных конфет и функциональных продуктов.

Новозеландская фирма предложила новый тип коллагена, полученный из морепродуктов («Порошок океанического коллагена»), являющийся источником аминокислот для клеток организма.

Отечественная фирма ООО «Центр пищевых технологий» производит целую серию пищевых добавок. Среди них заметное место занимают комплексные пищевые добавки «Коллаген pro», которые нашли широкое применение в молочной, мясной, масложировой промышленности, а также при производстве мороженого.

Востребован на рынке продуктов для красоты карнитин, который поддерживает тонус кожи, улучшает внешний вид. Лидером по производству карнитина является швейцарская фирма Lonza, которая в настоящее время – единственный в мире производитель, гарантирующий 100% отсутствие нежелательной D-формы карнитина в конечном продукте.

Компания DSM Nutritional Products производит широкий спектр каротиноидов в различных формах (лютеин, зеаксантин, ликопин, бета-каротин), а также ПНЖК, коэнзим Q10?, антиоксиданты и другие биоактивные компоненты, применяемые для создания продуктов «красота изнутри».

Перспективными для производства продуктов для красоты являются глицерофосфаты, обогащающие продукты минералами. Президент американской NutriScience Innovations – ведущего поставщика высококачественных функциональных ингредиентов для пищевой, фармакологической и косметической отраслей Джейкоб Паллатра считает, что глицерофосфаты все больше привлекают внимание производителей. Европа их использует для фармацевтики, «но они способны сыграть роль функциональных ингредиентов шире, чем в настоящее время».

Производители пищевых ингредиентов видят большие перспективы по мере расширения сегмента продуктов для красоты, поэтому расширяют сферу поиска новых источников натуральных пищевых ингредиентов, делая ставку на новые экзотические фрукты и ягоды.

Источник: «Бизнес пищевых ингредиентов» №3, июнь 2008
(Голосов: 2)