БАД – социально значимы!

Важнейшей задачей как государства, так и гражданского общества является сохранение и укрепление здоровья населения.

Генеральный директор ООО «Биокор»
Чижов Владимир Петрович


БАД – социально значимы!Анализ публикаций специализированных изданий показывает, что здоровье нации лишь на 8-12% зависит от развития системы здравоохранения, тогда как доля влияния на здоровье населения социально-экономических условий и образа жизни достигает52-55%. Приведенные цифры показывают приоритеты для государства, заинтересованного в сбережении своего народа.

Здоровый образ жизни и правильное питание

Известно также, что одним из ведущих факторов, определяющих состояние здоровья взрослого и детского населения, является питание, а точнее – его соответствие физиологическим потребностям организма. Правильное питание лежит и в основе первичной профилактики большого числа социально значимых заболеваний (атеросклероз, гипертония и связанная с ними ишемическая болезнь сердца, сахарный диабет, ожирение). По данным НИИ питания РАМН, основными нарушениями в системе питания россиян являются: избыточное потребление животных жиров, дефицит полноценного белка, витаминов, минералов, полиненасыщенных жирных кислот и микроэлементов. Несмотря на улучшение экономической ситуации в предкризисные годы, наблюдался рост смертности от сердечно-сосудистой патологии и онкологических заболеваний.

Вышеизложенное доказывает необходимость применение БАД или продуктов функционального питания как источника концентрированных дефицитных компонентов пищи. Однако в настоящее время в России БАД употребляют только 15% населения. Интересно, что эта цифра совпадает с численностью российского среднего класса. Не исключено, что именно уровень благосостояния является определяющим фактором, побуждающим интересоваться здоровьем, выделяя деньги для регулярного применения продуктов здорового питания или БАД. Вероятно причиной этого явления может быть высокая осведомленность среднего класса в вопросах здоровья, происходящая из материальной возможности посещения платных центров, фитнес-залов с грамотными инструкторами, доступности для них Интернета, журналов, специальной литературы и других источников информации, альтернативных ведущим российским СМИ.

По оценкам экспертов, россияне достатком ниже среднего основную массу информации получают как раз из ведущих российских СМИ, т.е. из вещания центральных каналов телевидения и радио. Из этих источников большинство населения узнает о «чудесных» свойствах БАД (недобросовестная реклама на радио) и получает либо советы народной медицины по применению трав и урины, либо опять-таки рекламу дорогостоящих препаратов, а также методик или клиник из передач, которые ведут доктора и кандидаты медицинских наук. У населения сознательно формируется мнение, что здоровье – удел тех, кто хорошо зарабатывает. Ни одной передачи о здоровье, питании, физкультуре без стоящей за ней оплаченной информации нет. Реклама продуктов здорового питания представлена в виде единичных роликов (соки, функциональные молочные продукты одного производителя).

А ведь именно пропаганда здорового образа жизни и правильного питания через передачи дискуссионного формата с приглашением специалистов разного профиля, через обучающие программы для детей и работающего населения (т.е. выходящие в эфир не в. 01.00 час ночи и не в 11.00 утра) и есть задача государства, заботящегося о здоровье населения. В этих целях необходимо использовать даже административный ресурс и т.д., так как эти программы явно невыгодны владельцам каналов. Неуместны дискуссии о «навязывании» определенного образа жизни через средства массовой информации, так как «навязывается» не порочный путь, а ведущий к здоровью и долголетию. Бережное отношение к своему и чужому здоровью как к самой большой ценности должно прививаться детям с самого раннего возраста, в том числе и путем изменения сознания и образа жизни их родителей. В руках у государства имеются инструменты для этого (телевидение, радио, газеты и журналы), и его долг – воспользоваться ими.

Очевидно, что параллельно с пропагандой здорового образа жизни, правильного питания необходимо обеспечить наличие на рынке товаров здорового питания по доступной цене (по аналогии с социальными лекарствами – социальные БАД). Государство может определить (с привлечением ученых), какие наиболее дефицитные витамины, микроэлементы и минорные компоненты должны содержаться в данных продуктах питания или БАД. Примером такого регулирования являются меры, принятые в отношении дефицита йода: разработаны регламенты внесения йода в продукты питания, методы контроля и т.д. несколько лет назад предпринимались попытки введения в молочные и хлебные продукты витаминных премиксов, состоящих из наиболее дефицитных в питании российского населения витаминов. Из опыта работ в этом направлении можно сделать выводы и устранить недостатки, помешавшие широкому внедрению этих методов в практику.

Социальные БАД: строгий контроль.

Цены на обогащенные продукты и социальные БАД должны регулироваться государством, как это происходит с лекарствами, и учитываться при формировании потребительской корзины, как и цены на основные продукты питания. Несмотря на рекомендуемые цены, российские производители БАД не откажутся обогатить свой ассортимент такой продукцией. В первые годы работы по предложенной схеме производитель не получит существенной прибыли, но тем не менее выиграет: его продукцию будут узнавать, да и повышение качества знаний о здоровом питании привлечет покупателей к обогащенным продуктам и БАД. Вероятно, в данном проекте примут участие в первую очередь отечественные предприятия, так как зарубежных бизнесменов вряд ли заинтересуют инвестиции в улучшение здоровья российского населения, не приносящие моментальной высокой прибыли.

Как вариант участия государства в развитии системы социальных БАД и функциональных продуктов питания может рассматриваться информационная поддержка в виде пропаганды здорового питания, с перечислением дефицитных в питании компонентов и продуктов, в которых они содержатся.

Не вызывает сомнений, что включение БАД или обогащенных продуктов в список «социальных» потребует дополнительной проверки качества и, вероятно, присвоения им специального знака. Процедура контроля качества в данном случае не должна отличаться от существующей. В настоящее время БАД проверяются центрами Роспотребнадзора. Процедура включения в разряд социальных БАД может производиться по алгоритму, предложенному для добровольной сертификации эффективности. На наш взгляд, для включения в данный список БАД должны отвечать следующим требованиям: производство на предприятии с хорошо развитой системой контроля качества; из отечественного сырья высокого качества в целях снижения цены и соответствия традициям и обычаям питания населения; подтвержденный состав с включением наиболее дефицитных в питании российского населения компонентов и субстратов с доказанными функциональными свойствами (например, про- и пребиотики, полиненасыщенные жирные кислоты, пищевые волокна, сахароснижающие и холестеринснижающие растительные средства, витамины, минералы и микроэлементы).

Если будет обеспечена поддержка государства, отечественные производители БАД и функциональных продуктов не только увеличат выпуск продукции, соответствующей предъявляемым к социальным БАД требованиям, но и будут развивать отечественную сырьевую базу, что положительно скажется на благополучии регионов. Таким образом, совместная работа российского бизнеса, руководящих и контролирующих органов может, на наш взгляд, положительно повлиять на образ жизни и состояние здоровья населения России.

Источник: «Медицина. Целевые проекты» №4. 2004
(Голосов: 0)